Порядок обжалования

«Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии с данной конституционной нормой, главы 24, 25 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации регулируют порядок рассмотрения дел о признании недействующими нормативно правовых актов полностью или в части, а также об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Примечание: Федеральным законом от 08.03.2015 N 22-ФЗ с 15 сентября 2015 года вводится в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому установлен порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В соответствие с Федеральным законом от 08.03.2015 N 23-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" с 15 сентября 2015 года вступают в действие соответствующие изменения в подраздел III раздела II ГПК РФ.

Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Критерием разграничения подведомственности дел, возникающих из публично-правовых отношений, между судами общей юрисдикции и арбитражными судами является характер спорных правоотношений: к компетенции арбитражных судов относятся дела, возникающие из публичных правоотношений, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности».